Полный комплекс судовых электромонтажных работ, производство и поставка электрооборудования
Полный комплекс судовых электромонтажных работ, производство и поставка электрооборудования


+7 812 571-39-19
era@eraspb.ru

История предприятия

Годом основания предприятия считается 1922 год, когда оно, созданное на базе небольших монтажных групп компании «Гейслер», было зарегистрировано приказом ВСНХ СССР в качестве проектно-монтажной части, входящей в состав Петроградского электромашиностроительного треста. У истоков организации предприятия стоял Владимир Иванович Полонский.

Cвидетельство о регистрации 1922г
Владимир Иванович Полонский (фото 1972 года)
Полонский Владимир Иванович (1891 – 1979)

Инженер-капитан 1-го ранга, доктор технических наук, профессор, заслуженный деятель науки и техники РСФСР. Многие годы преподавал в Военно-морской академии им. К. Е. Ворошилова, автор уникальных учебников и монографий. Один из основателей кафедр электрооборудования, электрификации и электродвижения судов в Ленинградском электротехническом институте, в Ленинградском политехническом институте, Ленинградском кораблестроительном институте и Ленинградском высшем инженерно-мореходном училище им. адмирала С. О. Макарова.

В 1922 – 1923 годы предприятие совместно с судостроительными заводами Петрограда выполняло работы по ремонту электромеханизмов на кораблях, получивших повреждения во время первой мировой и гражданской войн, монтажу электрооборудования на фортах и объектах береговой обороны «Красная Горка», «Серая Лошадь» и др.


Коллектив электромонтажного цеха проектно-монтажной части Эльмаштреста 1923 год

В 20-30-е годы предприятие участвовало в строительстве легких крейсеров типа «Светлана», торпедных катеров, переоборудования яхты «Штандарт» в минный заградитель «Марти», а также в строительстве подводных лодок. В то время подводные лодки блоками отправлялись на Дальний Восток для последующей сборки и передачи Тихоокеанскому флоту.

В это же время производился ремонт крейсера «Аврора» с полной заменой электрооборудования. При выполнении этих сложных и ответственных операций большую роль играли качество выполнения электромонтажных работ, опыт и мастерство коллектива предприятия. 1938 год отмечен подъемом в развитии отечественного судостроения. В тресте «Электроморстрой» - так называлось предприятие в эти годы, работало свыше 1000 человек, а в предвоенном 1940 году уже 1300 человек.

Весной 1941 года вышли решения Главного военного совета ВМФ, определяющие организацию работ по защите кораблей. Тресту «Электроморстрой» предписывалось участие в составлении заказов электропромышленности на поставку необходимого оборудования для размагничивающих устройств, согласование конструкторской документации, выполнение монтажа устройств непосредственно на месте, решение организационных вопросов.

В период Великой Отечественной войны, в тяжелое время блокады Ленинграда, в условиях постоянных бомбардировок и артобстрелов, электромонтажники участвовали в ремонте и строительстве бронекатеров, ремонте надводных кораблей и подводных лодок для Балтийского флота, плашкоутов и барж, на которых по Ладоге в осажденный город доставлялись продовольствие, вооружение, медикаменты.

Несмотря на то, что артобстрелом были уничтожены четыре цеха, на предприятии велись работы по ремонту и восстановлению крейсера «Киров» и лидеров эсминцев «Минск» и «Ленинград». Впервые в практике отечественного судостроения были выполнены проектные и монтажные работы систем защиты кораблей от магнитных мин при строительстве сторожевых кораблей «Зоркий», «Тайфун» на заводе им. А.А. Жданова. В документах военного времени, ввиду требований к секретности, очень скупо упомянуты работы по размагничиванию, но именно за их выполнение в апреле 1942 года 14 сотрудников предприятия были награждены орденом «Красной Звезды» - боевым орденом, которым работники тыла награждались не часто, только за выдающиеся заслуги. Работой треста «Электроморстрой» во все годы войны руководил Григорий Гаврилович Борин.

Борин Григорий Гаврилович
Борин Григорий Гаврилович

Руководитель предприятия с 1940 по 1951 годы. Награжден орденом «Красная Звезда», орденом «Отечественной войны II степени», медалью «За оборону Ленинграда», медалью «За победу над Германией».

После окончания Великой отечественной войны трест «Электроморстрой», как и многие другие ленинградские предприятия, получил задание на восстановление разрушенного города, в первую очередь жилых домов. И именно нашим предприятием были восстановлены, а практически заново построены, жилые дома по Невскому проспекту 112 и 32/34, проспекту Декабристов 29, Дровяному переулку 12, Дмитровскому проспекту 16, Столярному переулку 10 Были отстроены дома в Володарске, Таллине, Риге. Помимо жилых домов, предприятием были построены здания ремесленного училища, общежития, электротехнического цеха, складские корпуса.

В послевоенные годы коллектив Ленинградского предприятия «ЭРА» принимал непосредственное участие в строительстве легких крейсеров «Железняков», «Орджоникидзе», «Александр Невский» и «Адмирал Лазарев», переданных флоту в 1950 – 1953 годы, в ремонте крейсера «Киров», а также в строительстве подводных лодок, глубоководных аппаратов и других заказов ВМФ.

Лежнин Николай Алексеевич
Лежнин Николай Алексеевич

Руководитель предприятия с 1952 по 1973 годы. Награжден двумя орденами «Трудового Красного Знамени», орденом «Отечественной войны II степени», орденом «Ленина», орденом «Знак Почета», орденом «Октябрьской революции», медалью «За оборону Ленинграда», медалью «За доблестный труд в Великой Отечественной войне».

В период 60-70-х годов предприятие участвовало в строительстве спасательных судов, портовых ледоколов проекта 97 для ВМФ, ракетных катеров, эскадренных миноносцев, бригады подводных лодок, тральщиков. В эти же годы строились дизельные подводные лодки различных серий проектов 96 и 611 для ВМФ СССР и на экспорт.

Главным достижением в 70-90-е годы стало создание атомных подводных лодок проекта 671 и его модификаций, а также проекта 705, что потребовало освоения новых технологий в электромонтажном производстве. Именно в этот период работниками Ленинградского предприятия «ЭРА» были освоены и успешно применялись такие передовые технологии и методы организации труда, как электромонтаж в укрупненных лодочных блоках с выводом транзитного кабеля на площадки прочного корпуса, агрегатно-модульный метод выполнения электромонтажа по всем отсекам, новые способы разделки спецкабелей, их вулканизации и уплотнения. Использование достижений отечественной науки способствовало выходу продукции предприятия на экспорт.

Подводные лодки проектов 641Э и 877ЭКМ до сих пор поставляются в ВМС ряда стран и признаются иностранными военными специалистами одними из лучших в мире.

Козлов Александр Павлович
Козлов Александр Павлович

Руководитель предприятия с 1973 по 1993 годы. Награжден орденом «Знак Почета», за выполение задания по строительству атомного ледокола «Арктика» - орденом «Трудового Красного Знамени», почетной медалью «За доблестный труд» в ознаменование 100-летия со дня рождения В. И. Ленина.

Предметом заслуженной гордости коллектива являются работы, выполненные при строительстве тяжелых атомных крейсеров «Киров», «Адмирал Ушаков», «Фрунзе», «Адмирал Лазарев», «Калинин», «Петр Великий», десантных кораблей на воздушной подушке «Зубр», подводной лодки нового поколения «Лада».

Высоко оценен вклад предприятия «ЭлектроРадиоАвтоматика» в строительство эсминцев для КНР, фрегатов для Индии, заказов для Кубы, Греции, Вьетнама и других стран.

Шифрин Борис Лейбович
Шифрин Борис Лейбович

Генеральный директор предприятия с 1995 по 1998 годы. Награжден медалью «За оборону Ленинграда», медалью «В память 250-летия Ленинграда», почетной медалью «За доблестный труд» в ознаменование 100-летия со дня рождения В. И. Ленина, медалью «За трудовое отличие».

Всего с непосредственным участием электромонтажного предприятия было построено около 300 подводных лодок и сотни кораблей и судов различных классов и назначения. За отличную и добросовестную работу более четырехсот тружеников предприятия награждены медалями и орденами СССР и России.

Сегодня Санкт-Петербургское Акционерное общество «ЭлектроРадиоАвтоматика» представляет собой крупное современное электромонтажное предприятие, являющееся основным партнером судостроительных заводов Северо-Западного региона России.

Накопленный опыт помог АО «ЭРА» преодолеть трудности, вызванные спадом производства в отрасли, значительным сокращением госзаказа, нарушением традиционных экономических связей с поставщиками кабеля и электрооборудования.

С каждым годом увеличивается насыщение кораблей электрорадиосистемами и электроникой, что приводит к росту объема электромонтажных работ. Однако благодаря гибкой структуре организации производства АО «ЭРА» справляется с ними.

Предприятие осваивает и применяет на практике рыночные методы управления, новые, соответствующие мировому уровню, технологии.

Все работы выполняются в соответствии с требованиями российских и международных стандартов. Признанием высокого качества выполняемых предприятием работ являются лицензия Министерства экономики РФ на право выполнения работ на надводных и подводных объектах ВМФ, сертификат соответствия системы менеджмента качества требованиям международного стандарта ИСО 9001.